МБОУ Табарсукская СОШ
669469, Иркутская область, Аларский район, с. Табарсук, ул. Чумакова 16
  • Что нужно знать родителям, чтобы уберечь подростков от ПАВ? 

    с. Табарсук, ул. Чумакова 16.

    Что нужно знать родителям , чтобы уберечь подростков от ПАВ ?                                                                                                                                                     Подростковый возраст — время поиска ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «Что я могу?», «Чего я стою?». С этими поисками связаны и потребность в самоутверждении, и стремление освободиться от контроля взрослых, и тенденция группирования со сверстниками, и возникновение различных увлечений. Ими же вызваны и различные формы рискованного поведения, в том числе первые пробы психоактивных веществ (ПАВ).

    03 марта понедельник
    Что нужно знать родителям, чтобы уберечь подростков от ПАВ? .

    Что нужно знать родителям , чтобы уберечь подростков от ПАВ ?

    Подростковый возраст — время поиска ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «Что я могу?», «Чего я стою?». С этими поисками связаны и потребность в самоутверждении, и стремление освободиться от контроля взрослых, и тенденция группирования со сверстниками, и возникновение различных увлечений. Ими же вызваны и различные формы рискованного поведения, в том числе первые пробы психоактивных веществ (ПАВ).

    Что такое ПАВ?

    Психоактивными, или наркотическими, называются любые вещества, которые при введении в организм человека влияют на то, как он думает, чувствует и (или) ведёт себя.

    Любые наркотики работают по одному и тому же принципу: они конкурируют с естественными веществами (нейромедиаторами), которые вырабатываются мозгом для регулирования и контроля поведения. Все психоактивные вещества вмешиваются в работу системы вознаграждения мозга, в результате чего он (ошибочно) решает, что наркотик — это что-то хорошее и полезное.

    С медицинской точки зрения, и никотин, и алкоголь являются наркотическими веществами, хотя с юридической точки зрения это не так.

    Почему и когда подростки начинают употреблять ПАВ?

    Обычно к первой пробе подталкивают любопытство, стремление к новым впечатлениям, налёт ритуальности и магии; желание испытать себя, стать «крутым»; подражание взрослым.

    Благодаря своей доступности, наиболее часто употребляемыми подростками психоактивными веществами являются алкоголь и никотин. По статистике, пик приобщения к курению и алкоголю приходится на 13–16, а к наркотическим веществам — на 15–17 лет.

    Почему, попробовав один раз, подросток может продолжить употребление ПАВ?

    Это связано с тем, что курение, употребление алкоголя и наркотиков помогают регулировать эмоциональное состояние (получать удовольствие и избегать напряжения и боли), служат своеобразным пропуском в различные тинейджерские субкультуры, формируют чувство принадлежности к группе, поддерживают ощущение взрослости и освобождения.

    Нежелательное поведение нельзя просто запретить или устранить. Необходимо выяснить, что привело подростка к потребности в наркотиках, и помочь найти другие — безопасные — способы достижения этих целей.

    Чтобы лучше понять, что может подтолкнуть подростка к употреблению психоактивных веществ, попробуйте ответить на два вопроса: «Что вы любите делать?» и «Что вы делаете, когда вам плохо?». Наверное, получились внушительные списки. Вы счастливчик, если в каждой сфере жизни у вас есть любимое занятие: вам нравится руководить отделом и заниматься сексом с женой, ходить на футбол со старшим сыном и играть в снежки с младшей дочерью, разговаривать с лучшим другом о политике и петь под гитару на семейных сборищах у родителей, мечтать в одиночестве и делиться своими переживаниями с близкими... И, наверное, когда случается что-то неприятное, у вас много способов преодолеть это. Может быть, среди этих способов есть употребление алкоголя, а может, нет, но в любом случае у вас есть выбор и вы сами решаете, как будете переживать состояние «плохо» и справляться с ним. А теперь представьте себе человека, у которого есть только один способ: лечь перед телевизором и пить пиво или сесть на кухне и курить сигарету за сигаретой. Как вы думаете, кто больше рискует стать зависимым? Ответ очевиден.

    А знаете ли вы, что делают ваши дети, когда им плохо? Можете ли вы спокойно и доверительно поговорить с ними об этом? Учите ли вы их узнавать, выражать и описывать чувства словами? Способны ли вы сказать и услышать правду? Если да, то вы сможете справиться даже с самыми сложными ситуациями!

    Взрослые являются для подростков примером не только в том, как добиваться успеха, но и в том, как переживать поражения. Важно, чтобы ваши дети видели, как вы справляетесь с трудностями.

    Если вы живёте в согласии со своими ценностями — подростку есть от чего оттолкнуться. Даже если он не хочет вас слушать, даже если вам кажется, что вы совсем не можете на него повлиять, начинайте меняться сами. Семья — это система, в которой изменение любого элемента обязательно приводит к изменению всех остальных частей.

    Универсальные рекомендации по семейной профилактике — это открытость, доверие и взаимоуважение между родителями и ребёнком и готовность в трудной ситуации обратиться за помощью к специалистам.

    Что является факторами риска развития зависимости от ПАВ?

    Биологические и нейропсихологические особенности подросткового возраста только подготавливают почву для формирования склонности к рискованному поведению, ключевыми же являются психологические и семейные факторы.

    Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга. Никогда нельзя сказать заранее, кто станет зависимым от психоактивных веществ, а кто остановится после двух–трёх проб. Однако существует ряд биологических, генетических, личностных, семейных и социальных обстоятельств, увеличивающих или уменьшающих шансы подростка стать зависимым от алкоголя или наркотиков. Назовём их факторами риска и факторами защиты.

    Психологические факторы риска:

    • синдром гиперактивности в детстве;
    • склонность к агрессии, импульсивным действиям, асоциальным поступкам, неоправданному риску;
    • эмоциональная разобщённость с родителями;
    • низкий интеллект или слабость мотивации к учёбе, результатом чего является отсутствие устойчивых увлечений;
    • сниженная способность справляться со стрессом;
    • неумение заботиться о себе и недоверие к другим людям;
    • страх перед эмоциями, неспособность их переносить, ощущение небезопасности и ожидание неприятностей.

    Семейные факторы риска:

    • употребление родителями психоактивных веществ, алкоголизм и наркомания в семье (чем больше родственников, употребляющих ПАВ, и чем ближе степень родства ними, тем выше риск);
    • недостаток эмоциональной привязанности и сплочённости между членами семьи, конфликтные взаимоотношения в семье;
    • хаотичный уклад жизни семьи, отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил;
    • отсутствие общих интересов, увлечений;
    • чрезмерная концентрация родителей на ребёнке (гиперопека) или излишнее дистанцирование от него (гипоопека);
    • крайности в отношении употребления алкоголя или других психоактивных веществ — категорический запрет или, наоборот, потакающее отношение (например, патологическая тревога, несмотря на то, что ребёнок даже не пробовал никаких ПАВ, или полное отсутствие тревоги у родителя, когда ребёнок употребил алкоголь).

    Факторы, снижающие риск употребления ПАВ, или На что же могут повлиять родители:

    • крепкие семейные связи, то есть привязанность между детьми и родителями, при отсутствии гиперопекающего поведения последних;
    • активная и стабильная роль родителей в жизни детей, участие в их воспитании и образовании;
    • участие отца в воспитании детей и уходе за ними;
    • позитивная дисциплина в соответствии с уровнем развития детей, обучение их умению ставить цели и достигать их, выработка навыков принятия решений и разрешения проблем;
    • удовлетворение основных потребностей детей в стабильности и безопасности, с одной стороны, и в свободе и развитии, с другой;
    • способность служить положительным примером своим детям.

    Как предотвратить употребление подростками ПАВ?

    Основной целью воспитания и одновременно профилактики зависимости от психоактивных веществ является помощь подростку в том, чтобы он взял на себя ответственность за собственную жизнь, был способен эффективно развиваться и преодолевать жизненные трудности и проблемы. Профилактику следует начинать задолго до достижения ребёнком подросткового возраста, но это совсем не значит, что в подростковом возрасте уже ничего нельзя сделать.
     

    Быть хорошими родителями — значит, поступать правильно, когда ребёнок ошибается.

    Джон Роузмонд
     

    Что же стоит или не стоит делать родителям, чтобы предотвратить употребление подростком ПАВ?

    Неэффективно и даже вредно:

    • запугивать подростка;
    • читать нудные нотации и проповеди о вреде наркотиков;
    • общаться с позиции «сверху» в режиме монолога («Сейчас я тебе всё объясню»);
    • показывать сенсационные пугающие материалы, фильмы и книги, ярко и красочно описывающие жизнь наркоманов, поскольку они скорее вызовут интерес к запретному;
    • обсуждать те фильмы и книги про ПАВ, с которыми подросток уже ознакомился сам;
    • придерживаться двойных стандартов («Папа пьёт, потому что устал, а тебе нельзя!»);
    • обвинять себя или других родственников во всём плохом, что происходит с подростком («Это всё из-за меня», «Это твоя мать во всём виновата», «Если бы твой дед тебе не потакал, всё было бы по-другому»);
    • соглашаться с тем, что эксперименты с ПАВ неизбежны, умалять вину подростка и устранять последствия его ошибок;
    • предлагать подростку употреблять алкоголь под родительским присмотром.

    Эффективно и полезно:

    • говорить подростку о своей любви к нему и выражать её другими способами (ребёнку любого возраста важно чувствовать себя любимым и нужным в семье, даже если он демонстративно отказывается от объятий и морщится при тёплых словах в свой адрес);
       быть искренне готовым к диалогу и разговаривать на разные темы, причём начинать намного раньше, чем наступит подростковый возраст;
    • интересоваться жизнью ребёнка и стараться его понять;
    • устанавливать разумные и соответствующие возрасту запреты и границы, разрешая ребёнку участвовать в обсуждении правил семьи до их установления; 
    • собираться всей семьёй за едой, устраивать совместные походы и поездки; 
    • позаботиться о создании для ребёнка творческого и интеллектуального окружения, чтобы рядом с ним находились люди, чьи ценности соответствуют таковым в вашей семье; 
    • быть увлечённым собственной жизнью и вовлекать детей в совместную деятельность; 
    • познакомиться с друзьями ребёнка и их родителями;
    • научить ребёнка ставить цели, реализовывать их и справляться с решением возникающих проблем;
    • научить ребёнка отстаивать свои интересы, говорить «нет»;

    Помните: если родители запрещают ребёнку иметь собственную точку зрения и отказываться от того, что предлагают или требуют сделать взрослые («Поцелуй тётю Таню!», «На тарелке не должно оставаться ни крошки!», «Как ты смеешь спорить с отцом?»), чрезмерная уступчивость будет присутствовать и в его дальнейшей жизни («Неловко отказать, если о чём-то просят» — даже если просят выпить за компанию).

    • научить ребёнка понимать, называть и выражать его переживания, в том числе негативные;

    Будьте готовы к тому, что негативные чувства могут быть связаны с вами — подростки часто злятся на родителей, и это нормально.

    • показывать пример самоограничения, а лучше — трезвости;
       
    • настаивать на том, чтобы подросток воздерживался от употребления алкоголя и наркотиков, и ввести санкции за невыполнение этого правила;
       
    • рассказать ребёнку в доступной для него форме о вредном воздействии табака, алкоголя и наркотиков на организм и личность; о том, как и почему возникает привыкание к психоактивным веществам, как они могут привести к потере контроля над собственной жизнью. Начать говорить об этом следует чуть раньше, чем наступит подростковый возраст;
       
    • говорить о том, что цель рекламы табака, алкоголя и наркотиков — нажива владельцев соответствующих компаний на потребителях;
       
    • смотреть и обсуждать с детьми мультфильмы, в которых проблема зависимости подаётся через метафорические образы;
       
    • обсуждать проблемы, которые алкоголь и наркотики создают не только для того, кто их употребляет, но и для его семьи и мира в целом.

    Помните: если в семье не принято разговаривать друг с другом, специальный разговор о вреде наркотиков не поможет.

    Старайтесь поднять их [подростков] в собственных глазах, продолжайте делать это, даже если кажется, что вы, как говорится, ломитесь в закрытую дверь.

    Франсуаза Дольто

    Как понять, что подросток употребляет психоактивные вещества?

    Существуют две группы признаков употребления — поведенческие и физиологические.

    Поведенческие признаки неспецифичны и необязательно связаны с употреблением наркотиков, однако их появление в любом случае свидетельствует о неблагополучии и требует внимания взрослых. К таким признакам относятся: нарастающая скрытность, лживость, снижение интереса к учёбе и другим видам деятельности, поздний отход ко сну, появление новых сомнительных друзей, неопрятность, беспричинная смена настроения. Тревожным звоночком является пропажа денег или ценных вещей из дома. Если при этом вы находите у своего ребёнка шприцы, кусочки фольги, пакетики с веществами, похожими на пластилин или сахар, сомнений в употреблении ПАВ оставаться не должно.

    К физиологическим признакам относятся: расширенные или суженные зрачки, бледность или покраснение кожи; несвязная, смазанная, замедленная или ускоренная речь; потеря аппетита, похудение, иногда — чрезмерное употребление пищи или чередование этих периодов; плохая координация движений, запах алкоголя или другой странный химический запах изо рта, от кожи или одежды.

    Не все из этих признаков могут свидетельствовать об употреблении наркотиков, но в любом случае требуется консультация специалиста — психиатра или психиатра-нарколога.

    Если вы подозреваете своего ребёнка в употреблении ПАВ, можно самостоятельно провести тест на наркотики, но учитывайте несколько моментов:

    • скорее всего, предложение пройти тест обострит ваши отношения, поэтому перед тем, как разговаривать о нём с подростком, как следует подготовьтесь к любому результату (процедура бессмысленна, если у вас нет чёткого плана действий в случае положительного результата теста, например, собрать семейный совет, обратиться к подростковому наркологу, сходить на консультацию к семейному психотерапевту и т.д.);
       
    • делать тест должен родитель одного с ребёнком пола;
       
    • покупайте мультитест на десять видов наркотиков (это максимальное количество психоактивных веществ, которые в настоящее время можно определить таким способом) и помните, что существуют виды ПАВ, которые не выявляются при помощи тестов, поэтому отрицательный результат не даёт стопроцентной гарантии;
       
    • ложноположительные результаты встречаются крайне редко, но если вы сомневаетесь, повторите процедуру тестирования;
       
    • присутствуйте при том, как ваш ребёнок собирает мочу для теста (это неприятно, но, если дело зашло так далеко, вам надо удостовериться в том, что вы действительно проверяете содержание наркотиков в моче своего ребёнка, а не опускаете тест-полоску в чай или мочу его младшей сестры);
       
    • если вы не хотите делать тест самостоятельно или подозреваете ребёнка в употреблении веществ, которые не выявляются с помощью мультитеста, можно обратиться в центр наркологической экспертизы (не бойтесь постановки на наркологический учёт — до достижения ребёнком возраста 18 лет возможно только профилактическое наблюдение, которое прекращается через год при условии соблюдения рекомендаций).


    И, конечно, если проблема уже возникла, не оставайтесь с ней один на один.
    Родители часто стыдятся признаться в том, что их ребёнок употребляет наркотики или злоупотребляет алкоголем, либо стремятся приуменьшить проблему. Но чем раньше вы начнёте искать её решение; чем раньше поймёте, что помощь требуется не только ребёнку, но и всей семье, и обратитесь за такой помощью, тем больше шансов на положительные изменения. Ищите доступ к объективной и профессиональной информации о зависимости — это поможет вам сориентироваться в путях получения помощи и избежать типичных ошибок, которые случаются при выборе лечения.



     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике